Бандуровский Константин Владимирович
Введение в историю культурологии
Материалы к семинарским занятиям

Если какой-либо материал будет недоступен, напишите, я вышлю
albutius@gmail.com

Семинар 2. Теории эволюции и теории замкнутых культур
1. Как проявлялась линейная концепция эволюции в социологических и других науках в XIX в.?
2. Каковы недостатки линейной концепции?
3. Почему в ХХ веке наметился интерес к постоянным и повторяющимся чертам в социокультурном изменении и как он проявляется?
4. Как изменился взгляд на причины социокультурных изменений в ХХ веке?
5. Каковы аргументы Р. Макайвера в пользу эволюционной теории?
6. Расово-антропологическая теория и ее критика.
7. Теории замкнутых культур (Ж.А. де Гобино, Г. Рюккерта, Данилевского, Шпенглера и Тойнби).
8. Принцип онтологической относительности у В. Куайна.
9. Языковой каркас и картина мира.
Обязательная литература:
Куайн В. Онтологическая относительность // Современная философия науки. М.: Логос, 1996. С. 40-60
Культурология. ХХ век. Словарь. СПб. 1997. (Статьи: Историческая типология культуры, С. 168-172; Культурно-историческая монадология, С. 233; Расово-антропологическая школа, С. 365-367; Тойнби А., С. 259; Фаустовский тип культуры, С. 486-487; Цивилизационные концепции, С. 524-525; Шпенглер О., С. 363).
Макайвер Р. Реальность социальной эволюции // Американская социологическая мысль. М., 1992. C. 78-93.
Тодоров Ц. Раса и расизм // Новое литературное обозрение. № 34. М., 1998. С. 5-36.
Сорокин П.А. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американская социологическая мысль. М., 1992. С. 358-378.
Сепир Э. Грамматист и его язык // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. - М., 1993. - С. 248-258.
Дополнительная литература:
Семенов. Ю. И. Философия истории. Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней. М. Современные тетради. 2003. (Главы: 1.9. Расы, расизм и концепция расового детерминизма; 2.1. Два основных подхода к истории: унитарно-стадиальный и плюрально-циклический; 2.5. Возникновение плюрально-циклического взгляда на историю; 2.7. Развитие плюрально-циклического взгляда на историю в ХХ веке; 2.8. Возрождение унитарно-стадиальных концепций общественного развития в социальных науках на западе во второй половине XX века).

Семинар 3. Методологический коллективизм, методологический индивидуализм и преодоление этой оппозиции
1. Специфика социальных фактов и подход к ним по Дюркгейму.
2. Понимающая социология М. Вебера.
3. Понимание как метод общественных наук у А. Шюца.
4. Возможно ли сближение между позициями Вебера и Дюркгейма?
5. Преодоление оппозиции коллективим-индивидуализм у Н. Элиаса и П. Бурдье.
Обязательная литература:
Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001. (Глава 3. Структура, габитус, практика)
Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Вебер М. Избр произведения М., Прогресс, 1990. С. 495-546.
Дюркгейм Э. Метод социологии // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., Канон, 1995. С. 7-39.
Козловский В.В. Фигуративная социология Норберта Элиаса // Журнал социологии и социальной антропологии, 2000, т. 3, № 3. С. 40-59.
Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль. М., 1992. C. 481-496.
Дополнительная литература:
Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. С. 41-49

Семинар 4. Культурология Л.А. Уайта.
1. Предмет культурологии. Разграничение культурологии и психологии. («Понятие культуры»).
2. Символизирование, экстрасоматический контекст, символат.
3. Критика представления о культуре как об идее (абстракции) и критика реификации культуры.
4. Культура как сохранение и обуздание энергии. Формула культурного развития. («Энергия и эволюция культуры»)
5. Технологический, социальный и идеологический векторы культуры.
6. Эволюция культуры.
7. Уайт о качественном отличии человека от животного. («Символ: исток и основа поведения человека»).
8. Понятие «символа» у Уайта. Различие символа и знака.
9. Символ как «клетка» культуры.
10. Символ и индивидуальное развитие человека.
11. Стадии развития вокальной коммуникации. («Возникновение и природа речи»).
12. Символизм орудия труда. («Об использовании орудий труда у приматов»).
Обязательная литература:
Уайт Л. Энергия и эволюция культуры. // Работы Л.А.Уайта по культурологии. (Сборник переводов). Москва: Российская академия наук. Институт научной информации по общественным наукам. 1996. С. 98 - 102.
Уайт Л. Понятие культуры. // Работы Л.А.Уайта по культурологии. (Сборник переводов). Москва: Российская академия наук. Институт научной информации по общественным наукам. 1996. С. 155 - 156.
Уайт Л. Возникновение и природа речи. // Работы Л.А.Уайта по культурологии. (Сборник переводов). Москва: Российская академия наук. Институт научной информации по общественным наукам. 1996. С. 60 - 62.
Уайт Л. Об использовании орудий труда у приматов. // Работы Л.А.Уайта по культурологии. (Сборник переводов). Москва: Российская академия наук. Институт научной информации по общественным наукам. 1996. С. 75.
Лазарева Е.М. Этнология Лесли А.Уайта. // Работы Л.А.Уайта по культурологии. (Сборник переводов). Москва: Российская академия наук. Институт научной информации по общественным наукам. 1996.
Дополнительная литература:
Уайт Л.А. Избранное: Эволюция культуры. - М.: РОССПЭН, 2004.
Уайт Л.А. Избранное: Наука о культуре. - М.: РОССПЭН, 2004.
Источник в Интернете: Работы Л.А.Уайта по культурологии.

Используются технологии uCoz